Как превратить треугольник в круг Правда Севера, 30 июня 2005

Если спросить генерального директора Шведского националъного агентства по дополнительному профессионалъному образованию Соню Эриксон, сколько специалистов требуется для шведской экономики и сколь­ко они должны ежегодно готовить, она ответит не заду­мываясь. Попробуйте задать такой же вопрос руководи­телям нашей системы профобразования — точного отве­та не услышите.

И в отдельно взятой Ар­хангельской области подго­товка квалифицированных специалистов до сих пор ве­дется вслепую. С увереннос­тью сказать, сколько слеса­рей, строителей, лаборантов должны выпускать образова­тельные учреждения, чтобы экономика области развива­лась, не может даже председатель комитета по труду ад­министрации области Вале­рий Синицкий. Он сам в этом признался, выступая на про­ходившей в Архангельске международной конференции «Развитие социального парт­нерства в области дополни­тельного профессионального образования».

Руководитель пред­ставительства шведско­го Фолькуниверситета в России Али Рашиди объяснил в чем причина. Вот треуголь­ник: высоко на вершине рас­положилась власть. Пониже — образование, а у самого ос­нования — бизнес, фирмы, компании, предприятия. Та­ковы сегодня в России отно­шения между этими сектора­ми — жесткая пирамида. А вот если эти же элементы рас­положить по кругу, становит­ся возможным социальное партнерство — не что иное, как диалог между государ­ством, образовательным сек­тором, бизнесом и обществом. Смотрите: государство уча­ствует в дополнительном профобразовании и гарантирует его доступность. Бизнес вкла­дывает в человеческий потен­циал компаний, определяя ко­личество и квалификацию нужных работников. Образо­вание становится более гиб­ким и мобильным — выигры­вает общество.

Влюбленный в Россию Али Рашиди знает, что гово­рит. С 2001 года Фолькуни-верситет проводил анализ ситуации в профессиональ­ном образовании взрослых на Северо-Западе нашей страны. А в 2003 году вместе с представителями Федераль­ного агентства по образова­нию шведы разработали пи­лотный проект «Развитие рынка труда в Архангельс­кой области», главная цель которого — создать меха­низм устранения дисбаланса между спросом и предложе­нием на квалифицированные кадры. Пилотный проект, как мы уже писали, ориен­тирован на туристический сектор, и уже осенью первые сто человек начнут обучение (за счет шведов) по специальностям «гостиничное и ресто­ранное дело» и «экологический/спортивный туризм» на базе АГТУ. Если все прой­дет удачно, Архангельск го­тов поделиться опытом и с другими регионами. А на­чальник отдела дополни­тельного послевузовского об­разования Федерального агентства по образованию РФ Ирина Мосичева не ис­ключает финансовой и про­чей помощи со стороны пра­вительства:

— Дальнейшее развитие определят результаты пилот­ного проекта и те возможнос­ти, что есть у федерального агентства. Помощь уже была оказана — в АГТУ поставлен компьютерный класс. В этом году правительство уже выделило дополнительно 125 миллионов рублей на систему дополнительного профессио­нального образования — впер­вые за 18 лет. Если такие сред­ства будут выделены и на сле­дующий год, агентство рас­смотрит возможность поддержать этот проект, уникаль­ный с точки зрения методи­ки, обмена опытом.

Ну а для нашей области, конечно, важен не процесс, а результат: смогут ли в ко­нечном итоге испытавшие на себе уникальную методи­ку найти работу? Директор проекта Али Рашиди на­строен оптимистично:

— Спрос на специалис­тов сегодня есть. Предста­вители туркомпаний говорят: если вы сможете найти ооразованных людей с практическими навыками, мы возьмем их. Я уверен, что они найдут хорошую работу. Особенно если пройдут практику в стра­нах Европейского союза, таких, как Швеция, Гре­ция или Испания. Они бу­дут очень привлекательны на рынке труда.

На стажировку за границу поедут только те, кто хорошо сдаст экзамен. А наш опыт пока­зывает, что 75 процентов учащихся выдерживают эк­замен. Что касается финан­сирования — у нас его дос­таточно на все 100 процен­тов. Сотрудничество со шведскими компаниями на­лажено, так что найти место для практики — не пробле­ма. К тому же мы собираем­ся привозить сюда и преподавателей из Швеции.

Возможно, и не стоило бы придавать такое значе­ние пилотному образовательному проекту, если бы не вся та активность, что развернулась вокруг него. Конференции, на которых бизнес встречается с пред­ставителями власти и обра­зования не по привычному поводу «дай денег», а для поиска решений конкрет­ных задач, встречи, поезд­ки, «круглые столы» и ра­бочие группы — все это первые шаги к настоящему социальному партнерству, попытка вырваться из тре­угольника и встать в круг. Лицом друг к другу.

Людмила АСЮТЧЕНКО.


Последние публикации:

Все преимущества дистанционного образования

21.12.2015
Сегодня ни для кого не секрет, что образование за границей очень дорогое.

Где можно будет сдать ЕГЭ после 10-го класса

18.12.2015
В следующем году в Российской Федерации стартует программа, которая имеет особый эксперимент с ЕГЭ.

Стипендии канадских школ. Кому их выдают?

15.12.2015
Необходимо учиться только у наилучших педагогов, чтобы самому стать лучшим.