Новое слово в системе образования Правда Севера, 3 декабря 2005

В октябре этого года на базе АГТУ первые сто студентов начали учебу по шведско-российской программе дополнительного профессионального образования в сфере туризма. Три важных аспекта отличают этот проект от других образовательных программ: он дает шанс женщинам реализовать свои права на рынке труда (большинство студентов — женщины), является новым словом в Российской системе образования, расширяет рамки сотрудничества двух стран в этой сфере. Мы беседуем об этом с директором Фолькуниверситета-Россия, руководителем проекта Али Рашиди.

  • Почему гендерное равноправие, то есть равноправие мужчин и женщин, так важно для развития страны?

Равноправие важно не только из-за морального аспекта, но еще и потому, что это имеет отношение к цивилизованности страны, к ее культуре. Сегодня для России типична ситуация, когда мужчина является главой семьи, а женщина отвечает только за детей. И это порождает трагедии, стрессы и финансовые ограничения женщин. Очень важно, что мы посвящаем в эти вопросы молодых девушек. Они уже не станут такими жертвами, как представители старшего поколения. Они способны идти вперед, делать собственную карьеру.

В различных организациях можно встретить очень умных работающих женщин, и всегда у них начальник — мужчина. Большая часть работы выполняется женщинами, но решения принимает всегда мужчина. Я убедился в этом на собственном опыте, будучи в России. Об этой проблеме нужно говорить.

  • Что, на ваш взгляд, можно изменить в российской системе образования?

Необходимо начать изменения в том, что касается профессионального образования. Потому что нынешнее образование в России из-за всех экономических и системных изменений в обществе, к сожалению, стало коммерческим. Коммерческое образование может быть хорошим, но в России система такова, что образование продается без учета его содержания, того, что входит в это образование. Люди выходят из университетов с дипломами, с документами, но без профессиональных навыков. Есть специальности, в том числе в Архангельске, по которым люди учатся пять лет, чтобы стать, например, социальными работниками. Но ни один из них после этого не работает социальным работником! Представьте себе: если 50 человек учатся пять лет — это 250 человеко-лет, которые Россия потеряла. Потратила на образование по специальности, по которой никто не собирается работать. Но люди платят за такое образование!

Какого развития можно ожидать в России? Люди покупают диплом. Буквально, покупают диплом, который не собираются использовать! Университетский диплом стал всего лишь делом престижа. В Швеции и других европейских странах компании-работодатели заставляют правительство сделать образование более практически ориентированным, реалистичным и гибким. А Россия от этого очень, очень далека.

Я буквально потрясен тем, как можно в такой прогрессивной стране как Россия, тратить пять лет на учебу в университете, а потом устроиться на работу за 10 тысяч рублей и даже меньше, и не смочь обеспечить себя. Понятно, что ни одна компания не хочет повышать зарплату: куда бы ни пришел, видишь трех-четырех человек, все с высшим академическим образованием, но выполняют секретарскую работу. Вот самая большая проблема этой страны. И она станет еще больше, когда Россия вступит во всемирную торговую организацию, когда придется открыть границы для товаров и услуг из других стран. Как российские компании собираются конкурировать на мировом рынке? Нужно что-то с этим делать, иначе есть опасность, что Россия станет всего лишь экспортером национальных ресурсов — нефти, газа, минералов, но не технологий, не услуг.

  • Можно ли этого избежать, развивая образование?

Сейчас мы делаем шаги к развитию профессионального образования в России. Мы можем дать компаниям-работодателям специалистов, имеющих необходимые навыки. Я очень рад, что Архангельск стал первым городом, в котором началась такая подготовка. В следующем году подобный образовательный проект будет внедряться еще в 20 регионах, в 20 российских университетах — от Камчатки до Санкт-Петербурга. Надеюсь, что Архангельск станет центром переподготовки университетских преподавателей. В каждом регионе пройдут семинары с представителями бизнеса, власти. Выяснится, где какие нужны специалисты — в туризме, сельском хозяйстве, промышленности. Это способ обучения возможен для 400 различных профессий. Мы хотим, чтобы образование было ориентировано на получение работы. Оно должно основываться на практике, соответствовать потребностям региона, города. Очень важно создать систему, когда университет работает совместно с компаниями и с властями — вот в таком треугольнике. Это единственный способ сделать так, чтобы люди смогли зарабатывать больше.

  • Как будет развиваться проект в Архангельске? Появятся другие специальности, кроме туризма?

В Архангельской области много компаний, имеющих связи с другими странами и работающих в лесной отрасли, целлюлозно-бумажной промышленности, судоходстве, грузоперевозках, но нет специалистов по импорту-экспорту. Надеюсь, что в 2006 году мы начнем подготовку таких специалистов. Студенты, которые сейчас учатся, например, на 4 и 5 курсах, параллельно с академическим смогут получать и профессиональное образование. Особенно если мы сможем обеспечить их практикой в других странах, таких как Швеция, Англия, Франция, Германия.

  • И все-таки, почему сотрудничество предложила именно Швеция, Фолькуниверситет?

Одна из причин в том, что Швеция была первой страной в Европе, начавшей примерно 10 лет назад бизнес-ориентированное профессиональное образование. Статистика показывает: восемь из десяти человек, получивших такое образование в Швеции, немедленно устраиваются на очень хорошую работу, которая точно соответствует специальности. Некоторые выпускники смогли найти работу за пределами Швеции, что также показывает международное значение образования. А так как Россия и Швеция начиная с 1991 года особенно близко сотрудничают в этой сфере, нам было легко начать такой образовательный курс в Архангельске.

  • Наверное, рано говорить о каких-то итогах пилотного проекта, но все-таки — каковы первые результаты?

На экзамене, который сдавали наши студенты по курсу самообороны, я видел, как женщины научились защищать себя, какую уверенность в себе они демонстрировали, как они морально выросли за время учебы. И развивает эти качества не только курс самообороны, но и маркетинг, проектный менеджмент, туризм... Это меня очень растрогало, честно говоря. Как будто ты сделал что-то и видишь результат, который получили другие люди.

Для многих наших студентов это не просто учеба. Это осознание того, что ты можешь изменить свою жизнь. Ты не беспомощен. Если ты решишь сделать что-то, ты сможешь. Возможно, не достигнешь небес, но до облаков дотянешься наверняка. А это уже хорошо. Надеюсь, мы сможем организовать для тех, кто освоит английский язык, практику в Швеции. И когда они получат диплом, у них будет не просто бумажка. Большая часть останется здесь, в голове, а не на бумаге. И они смогут работать с первого же дня, когда придут в компанию.

Десяти из этих женщин мы хотим по окончании учебы дать небольшой начальный капитал (это деньги шведского правительства) для основания нового бизнеса в сфере услуг. Сейчас мы смотрим, кто из них способен начать свое дело. Условие одно: это должны быть обязательно женщины и одинокие матери. Мэр Александр Донской обещал выделить помещения на Набережной и в центре, когда будет готов бизнес-план для двух новых компаний.

  • Что означает этот проект лично для вас?

Сбывается моя мечта — сделать что-то для России. От мечты до реальности был долгий путь, но он был бы невозможен без таких хороших коллег, которые работают со мной. Без поддержки властей Архангельской области, администрации АГТУ, мэрии. Это работа не одного человека, а команды, и я горжусь тем, что я член этой команды. И я чувствую себя намного более русским, чем прежде. Когда я уезжаю в Швецию, то считаю дни до возвращения в Россию. Удивительно, насколько эта страна привлекает, в нее просто влюбляешься.

Анна Крючкова живет в Мезени, работает инженером по охране труда. О шведско-российском проекте узнала из «Правды Севера». Теперь она в числе студентов курса дополнительного профессионального образования.

  • Анна, какие надежды вы связываете с курсами и вашим будущим проектом?

Я разрабатываю проект «Экологическая деревня Кимжа». Он рассчитан на тех, кто интересуется историей и культурой русского Севера. Развитие туризма в нашем районе — это выход из сложной экономической ситуации. А моя большая мечта — чтобы не мы ездили в Швецию, а шведы приезжали к нам учиться.

  • Что вам больше всего нравится изучать, и с чем испытываете трудности?

Мне нравится, что преподаватели стараются найти подход, «подстроиться» под нас. Очень понравился первый день занятий. Огромное спасибо руководителю программы Ирине Садаковой. Она с нами целый день занималась коммуникацией, чтобы мы познакомились, рассказали друг другу о себе, — это очень хорошая форма, это нас объединило. Теперь у нас уже сплоченная команда, не группа, а именно команда. Мы очень сдружились.

Больше всего нравится проектный менеджмент. Мы просто очарованы Али Рашиди, его манерой преподавания. Это предмет сложный, но он все очень доступно объясняет. Оказывается, даже жизнь каждого из нас можно рассматривать как проект...

Тяжело дается английский. В нашей группе собрались люди с разным уровнем знания языка. Наверное, было бы лучше, если бы языку учили раздельно, в соответствии с уровнем.

  • Что самое главное из того, чему вы уже научились?

Для меня самое главное — чувство, что я не одна. Здесь я нашла единомышленников и друзей. Такая поддержка очень важна.


Последние публикации:

Все преимущества дистанционного образования

21.12.2015
Сегодня ни для кого не секрет, что образование за границей очень дорогое.

Где можно будет сдать ЕГЭ после 10-го класса

18.12.2015
В следующем году в Российской Федерации стартует программа, которая имеет особый эксперимент с ЕГЭ.

Стипендии канадских школ. Кому их выдают?

15.12.2015
Необходимо учиться только у наилучших педагогов, чтобы самому стать лучшим.